Назад

Эксперты оценили пользу от законопроекта о воспитании патриотизма в школах

Эксперты оценили пользу от законопроекта о воспитании патриотизма в школах Владимир Путин внес в Государственную думу законопроект, в котором предлагается добавить в определение воспитания детей «формирование чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию».

Глава государства предлагает сделать воспитание неотъемлемой частью образовательного процесса
и составной частью образовательных программ, которые будут дополнены «рабочей программой воспитания» и «календарным планом воспитательной работы». В календарном плане образовательные организации должны будут указать конкретный перечень событий и мероприятий воспитательной направленности.

«Принятие федерального закона будет способствовать всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанию в них чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, старшему поколению и человеку труда», — сказано в пояснительной записке к документу, опубликованной на сайте нижней палаты парламента.

Кроме того, в пояснительной записке к законопроекту указано, что дети являются «важнейшим приоритетом государственной политики», а государство «создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию детей».

Заместитель директора «Гимназии имени Подольских курсантов» Павел Красновид напомнил «Ридусу» слова Владимира Путина о том, что национальной идеей России является патриотизм, и отметил символичность появления законопроекта о воспитании в школах в год, который объявлен в стране годом памяти и славы в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.

«Новым законом выстраивается единая линия воспитания для всей страны на основе патриотизма, вводятся понятия рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, чего до сих пор не было. Раньше каждый регион и даже каждая образовательная организация выстаивала воспитательный процесс сама. Теперь появляется единая федеральная программа воспитания, которая уже дополняется региональным компонентом, например, краеведческим. Это один из положительных моментов законопроекта», — рассказал педагог.

По его словам, программы воспитания и календарный план будут содержать как общие принципы организации процесса, так и конкретные мероприятия для школьников, а также измеримые характеристики, цели, задачи и показатели результативности. Все это сделает воспитание обязательной и неотъемлемой частью образовательного процесса.

Законопроект предполагает, что к разработке блоков программ воспитания будут привлечено родительское сообщество.

Исполнительный директор общественной организации «Союз отцов» Юрий Соленов назвал президентский законопроект востребованным и актуальным. «Лучше поздно, чем никогда. Последние 30 лет школа занималась предоставлением „образовательных услуг“, а теперь процесс воспитания получил должное внимание со стороны общества и государства», — заявил Соленов «Ридусу».

Общественник подчеркнул, что воспитание ребенка в семье школа заменить не сможет: «Вложить в ребенка представление о традиционных семейных ценностях — тут воспитание упирается в личный пример самих родителей, их отношения между собой. Если семья крепкая, то это закладывается и в детях. Психологи говорят, что в 95% случаев они повторяют модель поведения своих родителей. Из воспитания в семье проистекает и патриотизм, и все остальное».

Эксперт добавил, что воспитание является фундаментом развития личности ребенка, ее успешной социализации и во многом определяет будущий путь человека, его принципы, ценности и место в жизни, и чтобы воспитательный процесс не распадался на фрагменты, заниматься воспитанием родители и школа должны вместе. Тем более, что родители вынуждены решать вопросы материального обеспечения, и большую часть своего времени дети проводят именно в школе.

Но если раньше участие родителей в школьной воспитательной работе было делом энтузиазма отдельных родителей и прямо зависело от договороспособности и взаимной симпатии между родительским сообществом и администрацией учебного заведения, то теперь благодаря президентскому законопроекту этот процесс может быть конкретизирован и формализован — в хорошем смысле этого слова, надеется Соленов.

«Приходилось действовать через замдиректора по воспитательной работе, через школьных психологов, встречаться с директором, убеждать его. Получалось не всегда хорошо, не было понимания, как работать с родителями. Общественные организации ждут, что новый закон станет инструментом взаимодействия между учителями и родителями в школе», — пояснил он.

Воспитывать у школьников патриотизм, культуру и уважение к труду Юрий Соленов предлагает в духе заботы о ближних и отчасти профориентации. В качестве примеров он назвал организацию благотворительных, волонтерских и спортивных мероприятий, а также «живых» встреч с ветеранами боевых действий, спасателями из МСЧ, пилотами самолетов и представителями других мужественных профессий, во время которых подростки имеют возможность задать вопросы и оценить их образ жизни и мышления.

«Если просто рассказывать, что плохо и что хорошо, то с мертвой точки ничего не сдвинется. Патриотизм базируется на гражданской идентичности. Как всякая любовь, любовь к Отечеству подразумевает жертву. Это необязательно сразу жизнь отдать, пожертвовать можно своими деньгами или временем. „Совет отцов“ в Нижнем Новгороде подарил многодетным семьям компьютеры. В Иркутской области общественные организации решили проблемы беспризорности. Патриотизм — это когда нет чужих детей, есть окружение моего ребенка, от которого зависит и он сам. Надо своим примером учить детей видеть окружающий мир и делать добро», — убежден Соленов.

«Я надеюсь, что этот законопроект будет правильно интерпретирован, и что мы, родители, сможем с его помощью легитимно взаимодействовать со школой на местах», — заключил он.

Напомним, прежде чем выносить законопроект на голосование, его будут обсуждать в профильном комитете Госдумы по образованию и науке. Если закон будет принят, нововведения вступят в силу уже с 1 сентября 2020 года. При этом образовательные программы должны быть приведены в соответствие с положениями закона не позднее 1 сентября 2021 года.

Ранее «Ридус» рассказывал о том, как новый законопроект оценила уполномоченная при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова.

Комментарии (0)